Юго-Западный административный округ

Конспект НОД в разновозрастной группе на тему: «Путешествие в Африку»

Урок в школьном музее, воспитатели: Эль-Аис П.К., Калиничева Е.Ю., ГБОУ Школа № 2103 ДО 7

Конспект НОД в разновозрастной группе на тему:

«Путешествие в Африку»

с применением ИКТ технологий, образовательная область:

Познавательное развитие.

Урок в школьном музее,

воспитатели: Эль-Аис П.К., Калиничева Е.Ю., ГБОУ Школа № 2103 ДО 7

Цель: Расширение и углубление знаний о континенте Африка.

Задачи:

Образовательные

  • Показать разнообразие и красоту Земли, возможность сопоставлять информацию о других континентах со знаниями о своей стране.
  • Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
  • Закрепить знания детей о растительном и животном мире Африки, о ярких индивидуальных особенностях животных жарких стран.

Развивающие

  • Развивать активную речь детей, активизировать словарный запас.
  • Развивать воображение, мыслительные способности, память и внимание.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к окружающему миру и умение беседовать о его объектах со сверстниками и взрослыми.
  • Внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.

Материалы к занятию: экспонаты музея Африки; интерактивный стол; макаронные изделия, заранее выкрашенные в разные цвета; шнурки.

Ход занятия

(Звучит африканская музыка)

Воспитатель 1:

- Сегодня мы отправимся в путешествие туда, где никогда не бывает холодной и снежной зимы. Мы отправимся с вами на очень жаркий континент. Для этого нам не надо будет лететь по небу или плыть по океану, достаточно посетить наш музей.

(Звучит африканская музыка громче!)

Заходит воспитанник в костюме африканского жителя.

- Салям! Здравствуйте! Меня зовут Мухаммед, я приехал из Королевства Марокко.

Дети здороваются и подходят к интерактивному столу.

Мухаммед: Сейчас я вам покажу, на каком континенте находится моя страна. Континент этот называется Африка. Это второй по площади материк после Евразии. Он омывается с севера – Средиземным морем, с севера востока - Красным; с запада - Атлантическим океаном; с востока и юга - Индийским океаном.

Вместе с ребятами подходит к старой карте.

Мухаммед: В древности моя страна называлась Барбария.

Воспитатель 1: Ребята, Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Это огромный загадочный континент. В Африке есть пустыни, степи, тропические леса. На просторах этого континента живут удивительные народы со своей культурой, традициями, историей. Мухаммед один из них.

Воспитатель 2: Африка – один из самых красивых континентов с её саваннами, оазисами, пустынными пейзажами и яркими горизонтами. Добавьте сюда богатый мир дикой природы со львами, гепардами и другими гигантскими кошками.

Мухаммед:

- А ваши дети знают, какие животные обитают на моём континенте?

Пусть они попробуют отгадать мои загадки.

1) Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев,

Носит гриву, грозный…(лев)

Вот посмотрите на этот экспонат «Лев». (Показывает детям экспонаты)

2) Вот лошадки, все в полосках,

Может быть они в матросках?

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это…(зебра)

- Ребята может быть, у вас есть свои загадки?

Ребята загадывают загадки Мухаммеду.

1)Он трубит на всю округу,

У него благая весть!

И трубы ему не надо,

Потому что хобот есть. (слон)

2) В реках Африки живет,

Большой как бабушкин комод.

Речная лошадь…(бегемот)

3)Чьи ужимки без труда

Повторяет детвора?

Кто живет среди лиан?

Стая диких… (обезьян)

Воспитатель 1: Ребята, обезьяны - это млекопитающие (животные, которые питаются молоком) произошли от зверообразных пресмыкающихся около 200 миллионов лет тому назад. «Приматы» так называют зоологи, что в переводе означает: «Первые», или «Главенствующие» появились 30 миллионов лет назад. Их насчитывалось больше 200 видов. Они населяют тропические зоны нашей планеты. Глобальное похолодание или ледниковый период привело к вымиранию приматов, но некоторые представители остались только в Азии, Америке и Африке.

Ребята продолжают загадывать загадки.

4) Вот так ноги! Вот так шея!

Не видали мы длиннее!

Словно вышка между трав,

Возвышается…(жираф)

5)Есть немало рогачей

В зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь на носу. (носорог)

6)По реке плывет бревно, ох, и злющее оно.

Тем, кто в реку угодил, нос откусит…(крокодил)

Воспитатель 2: Ребята, крокодилы появились 250 миллионов лет назад. Хотя прошел значительный отрезок времени, эти рептилии практически сохранили свой внешний вид. В отличие от других животных, отлично адаптировались к условиям окружающей среды.

7) Зверь я горбатый,

В пустыне живу.

В дальние страны

Поклажу вожу. (верблюд)

Воспитатель 1: Ребята, верблюды наряду с мамонтами были одними из основных представителей так называемой мамонтовой фауны, существовавшей в Северной Евразии вплоть до окончания последнего оледенения 10-12 тысяч лет тому назад. Издавна верблюда использовали в хозяйстве и в армии (боевые верблюды). Верблюды обитают только в зоне пустынь и сухих степей. Всего в мире насчитывается около 19 миллионов верблюдов, из которых 14,5 миллионов живут в Африке.

В нашем музее есть экспонаты этих животных, обращаем внимание детей на них.

Воспитатель 2:

- Молодцы! Вы всех животных Африки отгадали! Посмотрите, какие все они разные.

Дети рассматривают экспонаты.

Воспитатель1: Ну, а теперь давайте немножко поиграем.

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»

- У жирафа длинная шея, он какой? (длинношеей)

- У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)

- Крокодил плавает в воде, он какой? (водоплавающий)

- У льва большая грива, он какой? (большегривый)

- У бегемота толстые ноги, он какой? (толстоногий)

- У обезьяны длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)

Мухаммед:

- Какие у Вас умные дети все знают. Я бы хотел дать им еще одно задание.

- Слушайте внимательно. Я буду вам рассказывать о животных, а вы определите какое слово лишнее.

- Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. ( У жирафа нет длинного хвоста, он не длиннохвостый).

-Слон - большой, ушастый, рогатый, сильный. (У слона нет рогов, он не рогатый).

-Крокодил – зеленый, зубастый, ласковый хищник. (Крокодил не может быть ласковым, потому что он – хищник).

- Бегемот – толстый, тяжелый, длинноносый травоядный. (У бегемота нет длинного носа, он не длинноносый).

- Носорог – опасный, маленький, толстый. (Носорог – опасный, толстый, но не маленький).

Вы все ребята молодцы!

Мухаммед: Мои предки жили там, где всегда ярко светило солнце, земля была покрыта золотистым песком, мягкой рассыпчатой пылью и темными камнями, годами там не было дождя. Как вы думаете, где они жили?

Ответы детей.

Мухаммед: Пустыня от слова пусто. Посмотрите, (показывает музейный экспонат), это песок из пустыни под названием Сахара.

Воспитатель 2:

Пустыня Сахара расположена на Севере Африканского континента, с запада пустыня Сахара омывается Атлантическим океаном, с Севера ограничена горами Атлас и Средиземным морем, а с востока – Красным морем. (Показываем на интерактивном столе).

Пустыня Сахара постоянно увеличивается – каждый год пустыня расширяется к югу на 6-10км.

На Севере пустыни живут берберы. Это очень древний народ, сохранивший до наших дней свои традиции и веру.

Мухаммед: К сожалению, ребята, мне пора возвращаться домой, и на прощание я приготовил Вам сюрприз, настоящий берберский танец в моем исполнении. А еще я дарю вашему музею новый экспонат – берберские тапочки моего дедушки.

Воспитатель1: Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя за такой замечательный подарок. И в свою очередь тоже приготовим ему сюрприз.

Сейчас мы с вами сделаем традиционные африканские бусы. Для этого нам потребуются макаронные изделия и шнурки. Ваша задача сделать украшения яркими и оригинальными. Подумайте, как лучше расположить ваши макароны.

( Дети нанизывают макароны на шнурки. Готовые изделия ребята вешают на шею.)

Мухаммед танцует и прощается, дети поддерживают его хлопками.

Воспитатель 1:

На этом наше занятие подошло к концу.

Воспитатель 2:

Сегодня мы узнали много интересного об Африке. И это было не последнее наше путешествие.