Юго-Западный административный округ

Оригинальные проекты в творческой лаборатории.

Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически. Ф. Шиллер

История искусства показывает, что эстетические вкусы и чувства возникают в процессе трудовой деятельности человека. Труд все более и более приобретает характер творчества. А всякий творческий труд близок к искусству. Для раскрытия эстетики труда следует использовать беседы и рассказы о красоте окружающих вещей, зачитывать отрывки из произведений В.В. Маяковского, Джанни Родари, Л.М. Горького и др. Первостепенную роль в воспитании эстетических вкусов детей играют образцовые демонстрационные изделия, технические рисунки, чертежи, технологические карты. Основную роль в эстетическом воспитании детей играет подбор изделий, который предстоит изготавливать на уроках творческой лаборатории. Поэтому в творческой работе лаборатории деревообработка изготовляемые учащимися изделия должны удовлетворять основным требованиям современной технической эстетики.

Проведение уроков в творческой лаборатории осуществляется и всецело отвечает на вопрос: как строить учебный процесс, чтобы он способствовал формированию навыков саморазвития и самообразования, так как современный процесс образования немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках лаборатории деревообработки, что позволяет эффективно применять личностно - ориентированные технологии. Достоинство метода проектов думаю в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат - изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться.

При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает жизненно необходимые знания и умения. С целью вовлечения учащихся во внеурочную деятельность организована деятельность творческой лаборатории деревообработки.

Творческая лаборатория деревообработки закрепляет и дополняет разделы школьной программы по технологии, она фундаментально продолжает политехническое образование и воспитание учащихся во внеклассной работе. Основная её цель – развитие познавательных способностей учащихся с учётом их индивидуальных возможностей. Цель этих занятий развитие индивидуальных способностей, создание более сложных индивидуальных творческих проектов, позволяющих принимать участие в олимпиадах и конкурсах по технологии.

Практика показала, что проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Ученики с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. При применении метода проектов я учитываю один из важнейших принципов обучения — постепенный переход от простого, к сложному, поэтому проекты классифицируются не только по сферам деятельности, а по степени сложности их решения.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят наиболее интересные способы их решения. Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению творческих практических работ на уроке, в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ученики помогают друг другу, в выполнении сложных заданий, они с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на более высоком уровне.

При применении метода проектирования наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся творческой лаборатории. Ученики постоянные участники, призеры и победители, выставок технического творчества, на городских конкурсах JUNIORSKILLS, МГК, творческих проектов и исследовательских работ.


Валерий Евгеньевич Александров