Юго-Западный административный округ

Советы педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. Часть 3 - РАС. 24.12.18

На что стоит обратить внимание в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.

Критерием успеха в обучении детей с РАС является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможному количеству навыков для его успешной адаптации в обществе, причем максимум для них очень высок. Перечислим наиболее распространенные советы для педагогов:

  • Учителю необходимо установить предварительный контакт с ребенком с РАС, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника.
  • Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению особого ребенка.
  • Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями.
  • Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
  • Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.
  • Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Детям с аутизмом рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.
  • Иногда ребенку с аутизмом необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.
  • Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки.
  • У педагога должно быть четкое понимание, что такому ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.