Юго-Западный административный округ

Математика вокруг нас

Автор старший воспитатель Соломинова Алёна Евгеньевна

С раннего возраста ребенок знакомится с математическими понятиями. Среди вопросов, которые стоят перед взрослыми, помогающими ребенку в процессе обучения, можно выделить следующие:

  • Как сделать так, чтобы уроки математики с дошкольниками выходили за рамки непосредственно образовательной деятельности?
  • Обязательно ли учить математике за партой?
  • Можно ли провести обучение весело и в движении?

На эти вопросы мы отвечаем: «Не только можно, но и нужно!»

На улице и дома ребенка окружает множество предметов, которые имеют различающиеся и одинаковые признаки: форму, количество, размер, вес. Эти предметы имеют разное положение в пространстве: сверху, снизу, слева, справа, внутри, снаружи. Данные обстоятельства дают возможность нам обучать математике дошкольников в повседневной жизни: на прогулке, во время еды, в магазине, в аптеке, в библиотеке, во время любых игр, во время трудовых поручений.

Ниже предлагаем рассмотреть разные варианты организации обучения математике в повседневной жизни.

На прогулке

Проводя время на природе, мы можем потренироваться с детьми в порядковом и количественном счете, в сравнении предметов (больше - меньше), в узнавании геометрических форм и фигур.

  • Что можно посчитать на прогулке? Да что угодно: и скамейки, и деревья, и кусты, и лепестки на цветке, и качели на детских площадках, и ступеньки на лестнице, и лопатки в песочнице, и многое другое.
  • Детям будет интересно не просто посчитать предметы, а выполнить интересные задания. Например: найти два одинаковых цветка, найти предметы квадратной или треугольной формы, самое высокое дерево на участке, найти самый толстый ствол у дерева в парке, одинаковой высоты или ширины предмет на детской площадке.
  • Можно, используя условную мерку, измерять высоту и ширину разных объектов. К примеру, используя шаги взрослого и ребенка измерить периметр песочницы. Узнав, что в шагах взрослого протяженность песочницы равна 8, а в шагах ребенка -16, прийти к выводу, что так получилось из-за разной длины шагов. Благодаря приведенному наглядному примеру, подвести ребенка к пониманию того, почему люди изобрели различные измерительные приборы, например, уже известную малышам линейку.
  • На песке или снегу детям понравится рисовать различные геометрические фигуры.

В магазине

А где можно встретить самое большое количество цифр и чисел? Ну, конечно, в магазине. И не только цифры, но и понятия: больше - меньше, легче - тяжелее, тоньше - толще, дороже – дешевле и другие можно освоить с дошкольником в магазине.

  • Малышу понравится самому складывать овощи и фрукты в пакет по заданным взрослым правилам. Например: « Катя, давай купим три лимона. Сложи их, пожалуйста, в пакет», «Вова, нам нужно две морковки: одна большая, а другая маленькая».
  • В фруктово-овощном отделе магазина ребенок потренируется в различении форм. Предложите найти фрукты (овощи) круглой или овальной формы.
  • Перед очередным посещением гипермаркета заранее с ребенком можно простроить план-маршрут. Вы будете передвигаться по магазину по плану, двигаться в заданном направлении, поворачивая в соответствии с картой. Это поможет совершенствовать умения ребенка ориентироваться в окружающем пространстве.
  • В магазине ребенок может взвесить продукты на весах с помощью взрослого.

В последствие в группе детского сада дети могут играть в магазин и совершать те же манипуляции с игровым материалом сами.

Во время еды

Во время приема пищи детям понравится проводить «математические операции».

  • Съев одну дольку апельсина из трех лежащих на тарелке, осуществив «вычитание», посчитать сколько осталось.
  • Сравнив соотношение детей и чашек, тарелок и ложек, прийти к выводу, что их количество одинаково или равно, а вот детей и салфетниц разное количество. Салфетниц, которых одна штука на двоих детей, меньше, чем детей.
  • Можно налить одну чашку до краев, а вторую наполовину чашки, и сравнить, где больше воды.
  • Детям понравится считать на сколько полных чашек можно разлить пакет кефира (сока).

Во время трудовых поручений

Во время трудовых поручений ребенок так же может упражняться в счете, учиться создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения), сравнивать их.

  • Считать количество цветов, которые нужно полить, количество листьев на фикусе, которые требуется протереть, количество игрушек, полок и любых других предметов.
  • Разбирая игрушки на полках, можно дать задание расставить на верхней полке всех животных, на средней - кукол, а на нижней полке сложить коробки с игровым материалом.
  • В уголке для игр мальчиков можно расставить машинки по размеру: на верхней полке - только маленькие, на средней - побольше, на нижней - большие.
  • Формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах не сложно, если предложить ребенку поставить на нижнюю полку столько же предметов, сколько на верхней.

На уроках кулинарии

Уроки кулинарии могут служить отличными помощниками в освоении математики. Дети любят помогать на кухне.

  • Ребенка можно привлечь к приготовлению выпечки, супов, салатов. Выполняя все предписания кулинарного рецепта, ознакомление с цифрами, количеством, формой предметов произойдет для ребенка само собой.
  • При нарезании продуктов ребенок может получить навыки деления. Легко освоив понятия, часть и целое, будет легко перейти к пониманию темы «дроби».
  • В процессе приготовления блюд ребенок обязательно познакомиться с измерительными единицами: миллилитр и литр, грамм и килограмм.
  • Дети любят разными формочками вырезать фигурное печенье: круглое, треугольное, квадратное и другое.

Помните, важно подбадривать малыша, если даже не всегда у него всё получается правильно: «Какая ты молодец!», «Без твоей помощи я бы не справилась!», «Ты у меня настоящий помощник!» Критика для дошкольника не лучший учитель. Важно помочь ребенку самому добывать знания, поощрять детскую любознательность.

Математика вокруг нас. Главное быть внимательным, и творчески подходить к процессу обучения детей. Когда ребенок поймет, что математика везде, и осознает ее роль в повседневной жизни, то обучение принесет больше пользы, чем скучное занятие за партой.

Реальная математика с практическим применением – это то, в чем нуждается дошкольник.